Формирование эффективной команды
Формирование эффективной команды
Перед каждым работодателем, будь то директор крупнейшей корпорации, или директор местной мало известной юридической конторы, стоит одна задача - удержаться на рынке товаров или услуг, иметь стабильную прибыль и высокую конкурентоспособность. Помимо всего прочего, удержать эти позиции помогает эффективная команда организации.
При приеме на работу с соискателем проводится одно, а то и несколько, собеседований и тестирований. Такие собеседования могут включать различные психологические тесты и задачи, которые помогут выявить все слабые и сильные стороны испытуемого. Менеджер по персоналу лично отвечает за прием на работу, именно от его субъективного решения зависит, войдет ли человек в штат организации. Конечно, принимая на работу человека, кадровик думает о будущем – сможет ли этот человек «вписаться в коллектив», каковы его цели в жизни, мотивация, и совпадает ли его мировоззрение с точкой зрения компании. Поэтому прием на работу является первой ступенькой формирования эффективной команды.
Но не забываем и о том, что фирме нужны, прежде всего, профессионалы - люди, свободно ориентирующиеся в своих обязанностях, четко и вовремя их исполняя. На плечи менеджера по персоналу ложится огромная ответственность – увидеть в человеке перспективу, отличить ложь от правды, понять причины, по которым работник ушел с предыдущего места работы и его цели на работе настоящей. Не редко будущего сотрудника проверяет Служба Безопасности компании, дабы оградиться от неприятных последствий, взяв на работу человека с темным прошлым.
Но вот персонал набран, кто-то работает не первый десяток лет, кто-то только вчера влился в коллектив, все четко выполняют свои функции. Для эффективной работы нужна эффективная команда. И вот встает новая задача – из тех людей (не забываем, что они профессионалы своего дела и не раз это доказали) нужно сформировать команду, которая станет не просто группой работников, а будет единым организмом, принимающим верные решения в любых ситуациях – и в кризисных, и в повседневных.
Создавая команду, нужно четко сформулировать цели, для чего она создается, кто будет ее лидером и почему. Людям важно знать, почему человек, возглавляющий команду, достоин своего места. Лидером может стать только тот человек, в арсенале которого не одно верно принятое стратегическое решение. Этот человек должен быть способен быстро и эффективно вести переговоры, ориентируясь только на положительный результат. Одно из важнейших его качеств – коммуникабельность. На стадии формирования команды может возникнуть некоторое психологическое напряжение между сотрудниками, но довольно быстро эта стадия завершается. Люди должны понять и принять переход от личности к коллективу.
Итак, лидер выбран. В зависимости от выполняемой задачи, в команде может быть от пяти человек и больше. Чем сложнее задача, тем больше участников команды. Что же поможет команде стать эффективной? В каждой организации работники, помимо выполнения своих основных обязанностей, влияют на внутреннюю жизнь коллектива. Именно этот психологический фактор и станет главным в формировании эффективной команды. Характеры людей, их настрой и взгляды на жизнь влияют на эффективность команды: кто-то может подтолкнуть команду на трудовые подвиги, кто-то станет душой компании. Людям иногда необходимо просто пожаловаться и почувствовать себя понятыми. Такой человек становится штатным психологом команды, отчего выигрывают все без исключения.
Большой плюс, когда в команде есть человек, которого в обычной жизни назвали бы педантом – он скрупулезно выполняет свои функции, всегда вникает в детали, досконально и долго не может завершить свою работу, все время ее улучшая. Вряд ли, конечно, такой человек выдаст блестящую идею своему руководителю, но это от него и не требуется. Ведь в этом и есть суть команды – слабые стороны одних участников компенсируются сильными сторонами других. Естественно, генератором идей обычно выступает лидер команды. Именно у него всегда есть свежие, а иногда и рискованные идеи или решения. Остальные члены команды тоже имеют право высказаться, и критика лидера будет воспринята должным образом и без претензий. В эффективной команде все обсуждается, и только после этого принимается какое-либо решение.
Практически каждый человек способен совмещать в себе различные ролевые качества и имеет определенные достоинства - и генератор идей может быть педантом. Но все же какая-то роль является доминирующей, и именно она учитывается при сбалансированном формировании эффективной команды. Итак, основные достоинства, которыми должны обладать сотрудники эффективной команды: креативность и незаурядный ум (относится к лидеру), ответственность и практичность (не помешает каждому сотруднику); динамичность и гибкость (понадобятся любому сотруднику, желающему завоевать симпатии партнеров или клиентов), энергичность и напористость (нужны человеку, направляющему команду по «верному пути») и, конечно, компетентность (является неотъемлемой деталью эффективных работников).
Для более эффективной работы команды проводится тимбилдинг. Английское словосочетание team building (дословно – командообразование) русским руководителям знакомо как активный корпоративный отдых. Он способен ускорить процесс формирования эффективной команды, помогает почувствовать каждому члену группы свою значимость и в тоже время целостность с командой. Спрос на тимбилдинг постоянно растет, и многие организации прибегают к его помощи для формирования эффективной команды в достаточно короткие сроки. Тесты и тренинги проходят в виде командных игр, где участникам предлагается выполнить определенные физические или психологические задачи вместе, тем самым заставляя всех почувствовать командный дух и обучиться совместной активной деятельности. В ходе тренингов и тестов выявляются скрытые качества участников, которые могут помочь в работе. Иногда человек проявляет себя не с лучшей стороны, но лучше узнать об этом здесь, чем потом в офисе при принятии важных решений. Для проведения корпоративного отдыха выбираются как пансионаты Подмосковья, так и санатории известных и дорогих курортов. В любом случае задача тимбилдинга - выявить все достоинства и недостатки команды, проработать ошибки без риска для организации и сформировать эффективную команду из группы сотрудников компании, которые в дальнейшем будут трудиться на благо своей организации, улучшая и совершенствуя предложение на рынке товаров и услуг.
Ольга Девишева